КОРПОРАТИВНЫЕ ВЕКСЕЛЯ

как средство взаиморасчетов

Довольно быстро применение векселей вошло в практику, как целых отраслей промышленности, так и отдельных предприятий. Своим бурным развитием корпоративное вексельное обращение во многом "обязано" продолжающимся взаимным неплатежам. Одной из основных задач вексельного обращения является обеспечение максимально полного цикла движения этой ценой бумаги и охват наибольшего количества звеньев взаимной задолженности. Между тем далеко не всегда проблема неплатежей разрешается с помощью вексельного обращения, а неконтролируемая эмиссия векселей может привести и к "пирамидальному" эффекту.
 

Нормативное регулирование

На территории Российской Федерации действует Единообразный закон о переводном и простом векселе (приложение "1 к Женевской Вексельной конвенции 1930 года, или, точнее, его перевод в форме Положения о простом и переводном векселе). СССР присоединился к конвенции в 1936 году, но тогда векселя применялись главным образом в сфере внешней торговли.

Действие данного положения было официально подтверждено постановлением Президиума ВС РФ от 24 июня 1991 года ╪ 1451-1 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР". Этот документ содержит все необходимые определения, связанные с простым и переводным векселем. Регламентирует процессы индоссамента, акцепта, аваля, закрепляет условия посредничества, сроков давности, платежа, изменений и др.

Следующим нормативным актом стало постановление Правительства РФ от 26 сентября ╪ 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца в развитии вексельного обращения". Этот документ предусматривает введение стандартных бланков для векселей единого образца и использование векселей только российскими юридическими лицами, за исключением бюджетных предприятий и организаций.

Тем не менее, вышеупомянутое положение сегодня нарушается - многие бюджетные организации пытаются выпускать свои векселя как самостоятельно, так и через финансовых посредников. Кроме того, применение векселей единого образца не предусматривается при заключении хозяйственных сделок на срок более 180 дней. Однако и это регулярно нарушается. По оценкам экспертов, одной из причин неэффективности применения векселей как инструмента взаиморасчетов часто является длительный, до двух лет, срок обращения векселя.

По мнению специалистов, современная законодательная база вексельного обращения далека от совершенства и не учитывает всех особенностей отечественных субъектов вексельного обращения, а также не обеспечивает действенность санкций за неисполнение платежа по векселю.
 

Опыт применения на железнодорожном транспорте

Российские железные дороги, как и другие отрасли, страдают от неплатежей. Решать эту проблему они пытаются с помощью вексельного обращения. Стоит отметить, что предприятия железнодорожного транспорта оказались хорошо приспособленными к операциям с векселями. Этому способствовало несколько причин: государственный контроль над железными дорогами, ограничивающий возможность эмиссии, статус естественной монополии, широкая и неспециализированная по сравнению с другими видами транспорта клиентура.

В стране насчитывается 19 железных дорог, каждая из которых эмитирует векселя. По оценкам МПС, за девять месяцев 1995 года объем операций с векселями составил в среднем 20-30 миллиардов рублей в неделю, В то же время проблема "расшивки" неплатежей посредством векселя пока решается недостаточно эффективно: с их помощью в 1995 году было погашено около 0,14 процента общей задолженности железным дорогам в 3,5 триллиона рублей.

В числе наиболее значимых участников вексельного обращения на железнодорожном транспорте, помимо самих железных дорог, стоит выделить Российский брокерский дом (РБ), Вексельный центр Тверьуниверсалбанка (ВЦТ), предприятия энергетики. РБД И ВЦТ выполняют брокерские и дилерские функции, оперируя своими векселями, а также векселями железнодорожных и крупных предприятий. Участие в вексельных расчетах предприятий энергетики обусловлено тем, что железнодорожники имеют большую задолженность перед предприятиями энергосистемы, а те, в свою очередь, перед РАО "ЕЭС России". Соответственно в цепочке взаиморасчетов не железнодорожном транспорте участвуют и векселя энергетических предприятий.
 

Общие схемы обращения железнодорожных векселей.

Вариант 1. К примеру, железнодорожному предприятию понадобилась какая-либо продукция. Поставщик готов принять вексель, т.к. получит возможность расплачиваться им за услуги железной дороги. Кроме того, векселя достаточно ликвидны и практически всегда акцептуются в системе МПС. При необходимости реализации векселя поставщик обращается к оператору рынка, например в РБД. Последний соглашается купить вексель, но с некоторым дисконтом, который обычно не превышает 10 процентов, а в отдельных случаях доходит и до 50. Далее РБД прости какого-то участника вексельного обращения приобрести векселя данной дороги. В настоящее время потенциальными покупателями часто выступают финансово-промышленные компании железнодорожного транспорта, к примеру Финпромтранс. В свою очередь, если Финпромтранс знает, кому из участников вексельного обращения продать вексель, он покупает его у РБД также с дисконтом. Наконец, вексель через цыпочку участников или напрямую попадает к конечному акцептанту - железной дороге, но уже по номиналу.

Вариант 2. В целом похож на вариант 1, но первые шаги вызваны другими причинами. К примеру, предприятие хочет расплатиться за услуги конкретной дороги ее же векселями. Оно обращается в Финпромтранс и просит купить вексель этой дороги и расплатиться, получив в качестве прибыли разницу между дисконтом покупки и расчета с железной дорогой. Финпромтранс приобретает векселя, к примеру, у РБД, расплачивается ими с железной дорогой, и движение векселя заканчивается.

Движение железнодорожных векселей о цепочке обеспечивается строгой доверенностью между участниками. В противном случае, если первый акцептант не уверен, что второй участник примет вексель в качестве оплаты и так далее, он никогда не согласиться участвовать в подобной операции.

Помимо векселей 19 железных дорог, в системе МПС широкое хождение имеют векселя энергетических предприятий и РБД.

В данной цепочке единственным "проигравшим" участником является РАО "ЕЭС России", вынужденное принимать в качестве абонентской платы у энергетического предприятия вексель, который учитывается с дисконтом, так как срок их учета, как правило составляет год или два. В то же время у РАО нет другого выхода - ждать денег два года равносильно тому, что они вообще не будут получены.
 

Опасность вексельной "пирамиды"

Наблюдаемое в последнее время резкое расширение рынка вексельных обязательств вызывает неоднозначную оценку специалистов. Одни считают, что вексель - эффективное средство для разрешения проблемы неплатежей, другие отмечают, что бесконтрольный выпуск этих ценных бумаг способствует росту инфляции.

Проблема в том, что на практике мало кто из предприятий стремится обращаться корпоративные векселя и деньги. А заставлять векселедателя расплачиваться по закону - через суд - слишком дорогая и длительная процедура. Поэтому зачастую векселя используются только как средство расчета с кредиторами, а их непосредственное обращение в деньги просто игнорируется.

Причиной такого явления специалисты называют стремление сэкономить на налогах. Когда вексель трансформируется в деньги, продукция, им оплаченная, становится реализованной. Соответственно векселедержатель должен уплатить налог на прибыль. А он предпочитает отсрочить этот момент, правда, за счет ухудшения собственных показателей, - наращивая дебиторскую задолженность.

Вместо предъявления векселя должнику векселедержатель находит контрагента, согласно принять этот вексель в покрытие своей дебиторской задолженности. Контрагент стремиться поступить с этим векселем аналогичным образом. Если эта цепочка замыкается на векселедателе, то он, как правило, принимает вексель лишь до погашения кредиторской задолженности, которую последний в цепочке векселедержатель имеет перед векселедателем.

Эффект "расшивки" неплатежей в этом случае достигается, но первый элемент цепочки может не платить налоги: он может и не знать, что, проходя по ней, вексель оказался погашенным. В результате вся операция, по сути, становится похожей на бартер, который лишь по-другому оформляется.

Существует и другая проблема. Разрешив, на каком-то этапе с помощью векселя кризис неплатежей, предприятия увлекаются и начинают, эмитировать обязательства на огромные суммы, несоизмеримые с объемами выпускаемой продукции. Это слишком похоже на пирамиду со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае ее краха не пострадают только те, кто успеет вовремя превратить векселя в товар или реальные деньги по более-менее приемлемому курсу.

Таким образом, главная проблема корпоративных векселей заключается в практически полном отсутствии какого-либо контроля над объемами и условиями их выпуска. Для разрешения этой проблемы было бы целесообразно лимитировать эмиссию векселей и сделать рынок более прозрачным путем введения регулярной отчетности эмитентов перед контролирующими органами, обязательной публикации в печати данных о выпуске векселей и других показателей деятельности предприятий, предъявлять строгие требования к защите бланков векселей от подделок или проводить независимую экспертизу качества векселей различных эмитентов.

Несмотря на то, что способы разрешения проблемы "вексельных пирамид", казалось бы, лежат на поверхности, возможности их применения существенно ограничены. Введение жестких мер регулирования - лимитов на выпуск векселей, отчетности по их выпуску или привязки объемов эмиссии к каким-либо показателям деятельности предприятий - не предусмотрено Женевской вексельной конвенцией. Единственный выход заключается в регулировании вексельного обращения "мягкими" рыночными методами, создании таких условий, при которых легко было бы учитывать фактические объемы эмиссии и обороты векселей, а также расчеты между участниками вексельного рынка.
 

Бездокументарные простые векселя

Одним из первых шагов на пути к созданию "цивилизованного" вексельного рынка может стать введение бездокументарных простых векселей, тем более что Гражданский кодекс допускает выпуск этих ценных бумаг в такой форме. По сути, бездокументарный простой вексель представляет собой ценную бумагу, появление и прекращение права требования по которой фиксируется в журнале или компьютерном реестре.

Введением подобных реестров смогут заниматься специализированные организации - операторы расчетов для которых данный вид деятельности будет исключительным. Операторы займутся учетом прав участников вексельного обращения, неся ответственность (в том числе материальную) за правильность введения реестров и сохранность системы учета.

Разумеется, государство не может заставить всех участников вексельного обращения перейти на бездокументраные векселя. Переход возможен лишь в том случае, если все участники вексельного оборота окажутся заинтересованными в этом - получат более удобную, надежную и дешевую систему. Оформление своих долговых обязательств в бездокументарной форме будет выгодно эмитентам: у них значительно сократятся издержки по документообороту. Кроме того, вести учет обязательств эмитентов и оборотов векселей будет значительно легче, если они будут сконцентрированы у нескольких крупных операторов расчетов.

Документы, регламентирующие обращение бездокументарный векселей, уже готовятся в Федеральной комиссии по ценным бумагам. На последнем заседании комиссии в целом были одобрены проекты положений о бездокументарных простых векселях, о лицензировании операторов расчетов и так называемый единый стандарт, которого должны придерживаться все операторы, ведущие учет прав по бездокументарным простым векселям.

НАЗАД